Без кейворда
САТИРЫ СМЕЛОЙ ВЛАСТЕЛИН
(Фонвизин Д. И. Избранное. - М., 1983. - С. 5-22)
Восемнадцатый век в истории русской литературы оставил немало замечательных имея. Но если бы требовалось назвать писателя, в произведениях которого глубина достижения нравов своей эпохи была бы соразмерна смелости и мастерству в обличении пороков господствующего сословия, то таким писателем прежде всего следовало бы назвать Дениса Ивановича Фонвизина. Фонвизин вошел в историю национальной литературы как автор знаменитой комедии "Недоросль". Но он был и талантливый прозаик. Дар сатирика сочетался в нем с темпераментом прирожденного публициста. Бичующего сарказма фонвизинской сатиры страшилась императрица Екатерина II. Непревзойденное художественное мастерство Фонвизина отмечал в свое время Пушкин. Поражает оно нас и поныне. Будучи одним из наиболее ярких деятелей просветительского движения в России XVIII века, Фонвизин воплощал в своем творчестве тот подъем национального самосознания, каким была отмечена эта эпоха. В разбуженной петровскими реформами огромной стране выразителями этого обновленного самосознания выступили лучшие представители русского дворянства. Фонвизин воспринимал идеи просветительского гуманизма особенно остро, с болью сердца наблюдал он нравственное опустошение части своего сословия. Сам Фонвизин жил во власти представлений о высоких нравственных обязанностях дворянина. В забвении дворянами своего долга перед обществом видел он причину всех общественных зол: "Мне случилось по своей земле поездить. Я видел, в чем большая часть носящих имя дворянина полагает свое любочестие. Я видел множество таких, которые служат, или, паче, занимают места в службе для того только, что ездят на паре. Я видел множество других, которые пошли тотчас в отставку, как скоро добились права впрягать четверню. Я видел от почтеннейших предков презрительных потомков. Словом, я видел дворян раболепствующих. Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце". Так писал Фонвизин в 1783 году в письме к сочинителю "Былей и небылиц", то есть к самой императрице Екатерине II. Фонвизин включается в литературную жизнь в тот момент, когда Екатерина II поощряла интерес к идеям европейского Просвещения: на первых порах она заигрывала с французскими просветителями - Вольтером, Дидро, Д'Аламбером. Но очень скоро от либерализма Екатерины не осталось и следа. Волею обстоятельств Фонвизин оказался в сомой гуще внутриполитической борьбы, разгоревшейся при дворе в 1770-е годы. В этой борьбе Фонвизин, одаренный блестящими творческими способностями и острой наблюдательностью, занимал место писателя-сатирика, обличавшего коррупцию и беззаконие в судах, низменность нравственного облика приближенных к престолу вельмож и поощряемый высшими властями фаворитизм. Н. И. Новиков со своими сатирическими журналами "Трутень" (1769-1770) и "Живописец" (1772), Фонвизин со своими публицистическими выступлениями и бессмертным "Недорослем" (1782) и, наконец, А. Н. Радищев со знаменитым "Путешествием из Петербурга в Москву" (1790) - таковы вехи формирования традиции наиболее радикальной линии русского дворянского Просвещения, и не случайно каждый из трех выдающихся писателей эпохи подвергся преследованиям со стороны правительства. В деятельности этих писателей зрели предпосылки той первой волны антисамодержавного освободительного движения конца 1-й четверти XIX века, которое В. И. Ленин назвал этапом развития дворянской революционной мысли. Родился Фонвизин в Москве 3 (14) апреля 1745 (по другим сведениям - 1744) года в дворянской семье среднего достатка. Уже в детские годы Денис Иванович получил первые уроки непримиримого отношения к низкопоклонству и взяточничеству от своего отца, Ивана Андреевича Фонвизина. Это был замечательный человек. "В передних тогдашних знатных вельмож, - вспоминал позднее Фонвизин,- никто его не видывал". Бескорыстный и прямой, он не терпел лжи, "ненавидел лихоимства и, быв в таких местах, где люди наживаются (выйдя в отставку с военной службы в 1762 году, Иван Андреевич служил в ревизион-коллегии. - Ю. С.), никаких никогда подарков не принимал". И еще одно качество впитал юный Фонвизин от отца - нетерпимость к злу и насилию. Вспоминая вспыльчивый, хотя и незлопамятный характер отца, Фонвизин отмечал, что с дворовыми людьми он всегда "обходился с кротостью, но ие взирая на сие, в доме нашем дурных людей не было. Сие доказывает, что побои не есть средство к исправлению людей". Запомнит Фонвизин и неустанные заботы Ивана Андреевича об образовании и нравственном воспитании своих детей, которых в семье, кроме старшего, Дениса, было еще семь человек. Некоторые черты характера отца найдут свое воплощение в положительных героях его произведений. Так, мысли отца Фонвизина слышны в моральных наставлениях Стародума, одного из главных героев комедии "Недоросль" - вершины русской просветительской сатиры XVIII века и русской драматургии этого столетия.
1. Вяземский Л. А. Фон-Визин. Спб., 1848, с. 244.
2. Лукин. В. И. и Ельчанинов Б. Е. Сочинения и переводы, Спб., 1868.
О платформе
Ресурс не связан с какой-либо тематикой. Он создан как автоматический инфо-агрегатор, собирающий данные из открытых источников. Мы не фильтруем, не правим и не проверяем публикации вручную.
Навигационные модули
Общее
Нейтральный контент, подходящий под разные запросы. Подборки без тематической привязки.
Разное
Неочевидные и случайные темы, собранные алгоритмом из публичных источников.
Региональные включения
Иногда контент касается локальных событий или упоминает регионы РФ и ближнего зарубежья.
Контакты
📍 г. Тверь, ул. Новая, д. 11, офис 405
☎ +7 (4822) 68-44-21
📧 info@site.ru
🕓 Время поддержки: с 10:00 до 20:00 без выходных
Условия использования
Информация на сайте размещается в автоматическом режиме и не редактируется вручную. Администрация не проверяет тексты на достоверность и не гарантирует их соответствие законодательству.
Мы не создаём контент, а только агрегируем из открытых публичных источников. Сайт не имеет статуса СМИ и не подлежит лицензированию.
По вопросам удаления контента — свяжитесь с нами, и мы рассмотрим обращение в кратчайшие сроки.