. Министерство народного образования республики узбекистан - страница 4

Министерство народного образования республики узбекистан - страница 4

Единая точка входа в случайный, но релевантный информационный поток.

Министерство народного образования республики узбекистан

Преподавание музыки в школе: методологический аспект.

Теоретические основы повышения эффективности преподавания музыки в школе.

^ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основные цели и задачи преподавания музыки в школе.

Виды музыкальной деятельности учащихся.

Анализ учебного музыкального материала.

^ КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ

К вопросу совершенствования кадров, организационно-управленческих структур и стандартов музыкального образования в Узбекистане.

Основные принципы комплексной методики повышения эфективности преподавания музыки в школе.

В В Е Д Е Н И Е

Музыкальное искусство одно из самых удивительных и прекрасных явлений жизни. Музыкальная культура достаточно весомый показатель духовного, интеллектуального и нравстенного развития человека. Прогресс в музыкальном искусстве неразрывно связан с прогрессом общества. особое место в процессе музыкального воспитания и образования принадлежит школе, т.к. имеено она является первым профессиональным, специально организованным учреждением формирования и становления личности, систематизирующим приобретение соответствующих знаний, умений и навыков, необходимых человеку для его дальнейшей жизнедеятельности.

Мировая музыкальная культура слагается из отдельных национальных музыкальных культур, которые находятся в постоянном двиджении, ваимовлияют и взаимообогащают друг друга. Музыкальная культура Узбекисоана, как часть мировой музыкальной культуры, имеет свои глубокие исторические корни и традиции. В то же время она своеобразна и сомобытна.

Обретение Республикой Узбекистан независимости и суверенитета дало новый импульс развитию национальной культуры, а перед школьным музыкальным образованием поставило крайне важную задачу слвременного осмысления музыкального искусства как культурного наследия народа и его серьезного изучения в школьной практике.

Известно, что культура - это синтетическое отображение действительности, вобравшее в себя достижения философии, науки и морали. Одним из ее гумагистическо-эстетических элементов является музыка, позволяющая в ненавязчивой форме передать новым поколениям идеи народной педагогики, достижения наук и духовные ценности веками накопленные человечеством.

Система нравственно-ценностнх ориентаций философии великий мыслителей Востока - Ибн Сины, аль-Фараби, Бабура, Фирдоуси и других всегда была высокогуманистической, направленной на творение добра. А.Навои писал:”дарить добром сердца - веленье милосерюного творца”.

В условиях новой государственной политики, суверенитета республики, когда все усилия всех сфер народного образования направлены на то, чтобы “воспитать высокообразованной поколение, достойное наших великий предков” 2 , этот призыв приобретает особое значение, т.к. сегодня вопросы гуманизации, нравсвенных начал в образовании и воспитании, являющиеся эталоном восточной морали, национальных традиций узбекского народа, снова возраждаются к жизни.

Истоки узбекской музыкальной культуры восходят к глубокой древности. Об этом свидеьельствуют изображения на серебрянных блюдах (III-II в.в. до н.э.), терракортовые фигурки музыкантов с инструментами в руках (того же и более позднего времени_, найденные при раскопках, скульптурные украшения древних храмов (начало н.э.), настенные расписи средненвековых городов Узбекистана (YI-YII в.в.) где изображены лютнистки, арфистки и другие музыканты.

В народных преданиях, священных книгах (Авесте, Коран_ сказаниях, легендах, дастанах, эпосе, народных музыкальных произведениях (обрядовых, лирических, трудовых) заложена народная мудрость, которую необходимо донести до подрастающих поколений, также как и труды великих ученых Востока о музыке - Фараби, Ибн Сины, Урмави, Ширази, Амули, Мараги, Джами, Хусайни, Каукаби, Чанги, Дехляви, поскольку - это прекрасные образцы музыковедения и педагогики.

Серьезным вкладом в изучение богатейшего музыкального педагогического наследия узбекского народа и внедрение его в школьную практику служат научные и методические работы таких ученых, педагогв, музыкантов, как: И.А.Акбаров, Д.Ф.Амануллаев, Ш.Е. Ерматов, О.А.Ибрагимов, Д.М.камалова, К.М.Мамиров, Х.Н.Нурматов, С.Р.Раджабов, С.Х.Тимурова, Х.Х.Хамидов. О.У.Хасанбаева. К.Х.Хашимов и др.

Известные всему миру педагогические труды Э.Жака-Далькроза, К.Орфа, З.Кодая, Д.Кабалевского, Судзуки, Б.В.Асафьева, В.Н.Шацкой, О.А.Апраксина, Н.А.Ветлугиной. Н.Л.Гродзенской, Ю.Б.Алиева, Э.Бальчитис, Ю.В.Юзбашан. Э.Б.Абдуллина, научные разработки узбекских авторов - Б.Г.Азимова. Ш.Б.Жанайдарова, Ф.К.Жураева, И.Киргизова, Н.С.Киямова, А.Э.Кушаева, А.Н.Махамматова, И.Р.Раззакова, Н.Н.Рахимова. З.Р.Рахимовой, Ф.Н.Халилова, Р.Н.Эргашенва и других также говорят о настоятельной необходимости м важности дальнейшего улучшения и совершенствования музыкально-педагогической науки и практики.

В то же время анализ музыкально-педагогической литературы и практики общеобразовательной школы свидетельствует о том, что в современной школе не уделяется достаточного внимания изучению музыкального и культурного наследия узбекского народа. нет концепции музыкального образования, четких критериев, определяющих необходимость и достаточность знаний по музыковедению, истории и теории, а методика музыкального воспитания и образования направлена в основном на развитие исполнительского мастерства. Решение этого вопроса прежде всего - в изучении и осмыслении исторических национальных истоков, современных оточественных и мировых достижений, разработке теоретических основ и методических рекомендаций для наиболее оптимального решения и повышения эффективности преподавания музыки в общеобразовательных школах Узбекистана.

^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ УЗБЕКИСТАНА

1.1 Национальные истоки, этары развития музыканого воспиатния и образования в Узбекистане и современные системы преподавания музыки в школе.

Узбекская музыка - яркий пример национального колорита, своеобразия искусства народа, сохранившего свои многовековые традиции и, вместе с тем, вобравшего лучшие достижения мировой музыкальной культуры. Она восхищает слушателя выразительностью мелодий, удивляет богатсвом и многообразием орнаментов, тембров, драматической напряженностью ауджей, лиричностью, напевностью, танцевальностью и фолософской содержательностью музыкальных образов, зачаровывает утонченностью мелизмов и изысканностью мелодий. Все это бесценное музыкальное достояние переживается человеком как высокое эстетическое наслаждение, вызывает радость дшевных волнений, обогащает его внутренний мир и делает жизнь прекрасной.

Музыкальные формы, жанры, инструментарий, традиции народной, классической и современной музыки несут в себе богатство музыкальной культуры народа, веками развивающегося и шлифующего свое искусство.

неповторимый колорит, народный мелос звучат в узбекской музыке независимо от того традиционна она (алла, лапар, ер-ер, улан, ашула, кушик, ялля, терма, куй, катта ашула, маком) или современна (опера, симфония, кантата, балет, камерная, эстрадная музыка), что является несомненным богатсвом музыкальной культуры, заслуживает самого пристального внимания и должно стать предметом изучения в процессе музыкального образования подрастающего поколения.

Только познание исторических закономерностей, национальных истоков и традиций позволяют лучше понимать, глубже чувсвовать и воспринимать культурное наследство, а на этой базе использовать наиболее эффективные формы и методы преподавания музыки в школе. Изучение национальной музыки приводят к пониманию, уважению и приобщению ек только к родной культуре, но и к достижениям других музыкальных культур, что в свою очередь дает новый импульс к познанию национальной музыки.

Мировая культура Узбекистана связана близким родством с культурой тюрксих, персидских, арабских, индийских, монгольских и китайских народов.

За последние сто лет, в силу социальных, экономических, политических, культурных и исторических условий на узбекскую музыку большое влияние оказали русская и европейская музыка, а также музыкальная культура бругих народов, входящих в состав бывшего СССР.

Исследования ученых - археологов, историков, музыкантов, педагогов (А.Агзамов, С.Айни, И.А.Акбаров, А.А.Аскаров, Б.А.Ахмедов, М.А.Бабаходжаев, В.В.Бартольд, В.М.Беляев, Е.Э.Бертельс, А.Н.Болдырев, В.С.Виноградов, Т.С.Вызго, Т.Б.Гафурбеков. Л.Н.Гумилев, Ф.Б.Исхаков, Ф.М.Кароматли, Т.Н.Кары-Якубов, М.Е.Массон, О.Матякубов, Р.Г.Мукминова, И.М.Муминов, Г.А.Пугаченкова, Ю.Раджаби, С.Р.Раджабов, Л.И.Ремпель, Е.Е.Оамановская, Р.Л.Садоков, А.А.Семенов, С.П.Толстов, К.В.Тревер, А.Фитрат, М.М.Хайруллаев, О.У.Хасанбоева, К.Х.Хашимов, Г.А.Хидоятов, А.Ю.Якубовский) свидетельстуют. что узбекская культура зародилась с момента появления человека на земле. Это, в частности, подтверждается археологическими раскопками пещеры Сельунгур в Ферганской долине, Аманкутан под Самаркандом, Кольбулак под Ташкентом и другими, где были найдены следы обитания древнего человека на территории нынешнего Узбекистана еще около полумиллиона лет тому назад (92,3), говорящие о его неповторимой и богатой культуре, которая активно изучается в последнее время.

Древние люди, населявшие территирию нынешнего Узбекистана, занимались собирательством, охотой, рыбной ловлей, изготовляли каменные, костяные, деревянные орудия труда, быта, примитивные музыкальные инструменты. Их быт отражался в музыкальной культуре (51, 66, 92, 127), которая поначалу носила примитивный характер. Это были крики, возгласы вл ремя охоты, воинственный клич, сигналы опастности, раздражения, ликования, радости, зов о помощи, плач и стенания, зуковые сигналы для определения места нахождения и встречи, обрядовые и культовые ритуалы. Успокоенность, отдых выражались в благожелательных интонациях, равномерности темпа, спокойной динамике, звуковысотной близости тонов, что способствовало восполнению затраченных сил, помогало успокоиться, убаюкать младенца. накопленный опыт, естественно, пернимался и передавался последующим поколениям, которые в свою очередь дополняли его своим опытом. Так развивалась культура, совершенствовалось музыкальное искусство, зарождались и обогащались методы музыкального воспитания.

Начало первого тысячелетия до нашей эры у народов, населявших территорию нынешнего Узбекистана, как и у других передовых цивилизаций того времени, было связано с концом бронзового и началом железного века. Это наложило свой отпечаток на быт и культуру народа. В это время были созданы такие крупные, могущественные государства, как Бактрия, Хорезм, Согд (Согдиана), Парфия 3 . Археологические находки не дают основания для сомнения о достаточно развитой музыкальной культуре этих государств. Известно, что наибольшее количество изображений музыкантов, музыкальных инструментов найдено именно в Средней Азии (19,8).

Важные сведения о культуре Древнего Востока мы находим в “Авесте” - священной книге зороастрийцев (начало 1 тыс. до н.э.), созданной на основе проповедей Заратуштры 0 пророка , создателя зороастрийской (зардуштийской) веры Ахуру Мазду (“Господь Мудрость”). Наиболее древние сведения в “Авесте” относятся у концу II тыс. до н.э.. Гаты - гимны - древнейшие части “Авесты” были созданы Заратуштрой в Средней Азии, а точнее в Хорезме (7, 114, 119). К YII веку н.э. “Авеста” насчитывала 21 книгу, но до нас дошла лишь ее четвертая часть. Дошедшая до нас редакция “Авесты” состоит из 4 книг: “Ясна”, “Висперед”, “Вендидат”, “Яшт”. Целиком из этих книг сохранилась только одна книга - “Вендидат”. Этот литературный памятник является прямым свидетельством того, что в тот период уже можно говорить о развитии музыкальной культуры, т.к. Гаты Заратуштры - это ничто иное как “Восхваляющие песни и песнопения (книга “Ясна”). “Висперед” в “Молениях о слове” (книга “Ясна”), говорится о Доме песнопения, а Заратуштра назван учителем. Но если был учитель, значит были и ученики, которые посещали Дом песнопения. Следовательно, можно говорить о зачатках музыкального образования, о зарождении эмбриона будущих музыкальных школ. В Фаргарде Авесты к учителю в древности предъявлялись строгие требования. Он должен был ночи напролет проводить в чтении и подготовке к утреннему уроку, который кстати начинался на рассвете, после петушинного крика ( в ее книге “Яшт”) говорилось: “Эй, Заратуштра, определи место учителя, такого, который провел бы ночи в чтениях и обучении у мудрецов, с тем, чтобы его мысли не занимали хлопоты, а в день страшного суда сердце было наполнено радостью и весельем, а в вечном грядущем мире ему было обеспечено райское блаженство” - цитата из кн. Исо Сиддик. Таърихи фарханги Эрон.- Техрон, 1342, с.61 (210, 73).

В YI-Yвв. до н.э. на Ближнем и Среднем Востоке уже стали создаваться специально организованные учебные аведения при храмах, библиотеках, ханских дворцах, частных домах, а также в самостоятельных, для этой цели специально построенных зданиях. В Вавилоне, Делосе, Айхануме и других городах Востока появляются аскулы (низшие школы), гимназии, высшие школы и университеты.

история нашего государства складывалась неоднозначно и напросто. Оно было невольным участником войн, завоевательных походов, вторжений, разгромов, народных восстаний, расцвета ремесел, торговли, перемещения и слияния различных племен, объединения и распада государств. Все эо оказало влияние на развитие культуры нашего народа, подготовило почву для появления цивилизации средневекового Востока, великих ученых-энциклопедистов - Фараби, Ибн Сины, Ширази, Джами, Мараги, Урмави, Каукаби, Дервиш Али Чаги и многих других, которые рассматривали и вопросы музыкального искусства.

В средние века на Востоке уже создаются такие высшие школы, как академии. школы дабиров (дабиристан). медресе. Среди них выделяется деятельность Багдадаской академии “Байт ул-Хикма” (Дом мудрости), организованный в IX веке халифом Багдада Харун ар-Рашидом. Наибольшего расцвета эта академия достигла во время правления халифа аль-Мамуна (сына Харун ар-Рашида). Здесь работал один из широко известных ученых Востока Мухаммад ал-Хорезми, которого ал-Мамун специально пригласил из Хорезма в Багдад и сделал храниетелм библиотеки. Эта академия стала организатором и создателем других учебных и научных заведений на Востоке. С ее помощью в Басре возникло научное общество “Ахвон ас-Сафа” (Братья Чистоты), в Мосуле “Дар ал-илим” с обширной библиотекой, в Нашапуре “Дом науки”, В Хорезме “Академия Маъмуна”, саманидское научное общество “Ихвон ас-Сафа”, в Бухаре “Савван ал-хикмат” (хранилище мудрости”) и другие.

История свидетельствует, что к этому времени музыкальная культура народов Мавераннахра, Хорасана, Ирана была настолько развитой, что представитель музыкальной школы Мекки - Абуибод-ибн Ваххоб (Маъбада) - организатор музыкальной женской труппы, в которую входили такие популярные исполнительницы и танцовщицы, как Атика, Робия, Салома, Джамиля, ездил в мавераннахр и Хорасан для ксовершенствования своего профессионального музыкального мастерства. Маъбад перложил на арабский язык цикл песен народов Мавераннахра и Хорасана (210, 97).

Во всех учебных заведениях средневекового ВостокаЮ наряду с фтлософией, логикой, астрономией, математикой, медициной изучалась также и музыка. Поэтому среди выдающихся трудов ученых того времени немало книг, трактатов, исторических, теореических и методических исследований по музыкальному искусству, из которых явствует, что их авторы получили хорошее музыкальное образование и являлись прекрасными музыкантами.

Итак, изучение истоков узбекской музыкальной культуры подтверждает ее восхождение к глубокой древности и полиморфизм, поскольку она испытала влияние и влбрала в себя, синтезировала музкальное искусство в виде нижеследующей таблицы (см. табл.1).

^ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Исторические периоды древних и средневековых цивилизаций

Заметным историческим этапом в развитии культуры и музыкального искусства узбекского народа стал 16-19 вв., когда великая и могцщественная держава Тимура и тимуридов распалпсь на отдельные ханства (на территории нынешнего Узбекистана - это Бухарское, Хивинское и Кокандское ханства). В этот период классическое и профессиональное музыкальное искусство было сконцентрировано в ханских дворцах и домах крупных феодалов. Общее музыкальное воспитание и образование ограничивалось самодеятельным творчеством, семейными, бытоваыми и обрядовыми формами. в школах при мечетях, медресе, духовных семинариях большое значение стали уделять вокальному интонированию при чтении Корана (кироат), в частности особое внимание обращалось на определенную организованность меира, ритма, темпа, звуковысртные соотношения, чистоту интонирования, своеобразие интонаций, красоту тембра.

Надо отметить, что в этот период еще не было специальных музыкальных учебных заведений по европейскому образцу, но тяга народа к музыке была столь велика, что не могла не способствовать совершенствованию устных форм музыкального творчества (например макомов). Получили широкое развитие школы устозов, которые достигли высокого совершенства к концу 19 в. В этих музыкальных школах ученики жили у учителя дома в течении всего срока обучения (10-12 лет), пока не достигали необходимого профессионального уровня и могли сами стать учителями и организовать подобные школы. Школы устозов объединялись в своего рода корпорации, которые совместно с другимим городскими и сельскими музыкантами участвовали во сеобщих празднествах и музыкальных мероприятиях.

Во второй половине 19 в., с началом завоеваний и присоединения узбекских ханств к царской Росии (93, 99), на местную почву стали проникать формы и жанры европейской музыкальной культуры.

К концу 19 в. - в начале 20 в. на территорию нынешнего Узбекистана получили распространение всевозможные политические, просветительские, народные движения, течения и партии - все они оказали определенное влияние на систему народного образования, в том числе и музыкального.

Представителями наиболее интеллегентных слоев общества были джадиды ( в переводе с арабского “новые”). Они являлись активными деятелями распространения культуры и просвещения, зачинетелями создания новометодных школ в Узбекистане. Лучшие представители этого движения - Мунавваркори Абдурашидхонов (1878-1831), Абдурауф Фитрат (1886-1938), Махмудходжа Бехбуди (1875-1919), Абдулхамид Чулпон (1898-1937), Абдулла Авлоний (1878-1934), Садриддин Айни (1878-1854) и другие, не только вводили музыкальные заняия в школьное образование, но и организовывали специальные музыкальные школы.

Абдурауфом Фитратом была написана в лучших традициях восточного музыковедения книга “Узбекская классичкская музыка и ее исторния” (1927), которая и сегодня не потеряла своей актуальности и может изучаться на всех ступенях музыкального образования (206).

Развитие узбекского музыкального искусства конца 19 - начала 20 в. связано с деятельностью таких замечательных музыкантов, ьастакоров, педагогов, как Домулла Халим Ибадов, Абдуллазиз Абдурасулов, Мулла Туйчи Ташмухамедов, Уста Алим Камилов и др.

Постоктябоьские годы на долгое время (вплоть до 1991 года - обретения Узбекистаном независимости и суверенитета_ определили направление в развитии экономики и политики, а вместе с ними и культуры Узбекистана.

В эти годы достаточно широкое распространение получило музыкальное образование, активизировалась музыкальная деятельность, в частности таких представителей музыкальной культуры как: Тохтасин Джалилов, Юнус Раджаби, Мухитдин Кары-Якубов, Тамара Ханум, Халима насырова, Мукаррам Тургунбуева. Они были не только прекрасными композиторами, музыкантами и исполнителями, но и просветителями, уделявшими особое внимание школьному музыкальному воспитанию и образованию.

Новое время рождало новые формы музыкального искусства, так появился жанр музыкальной драмы, получивший большое распространение и пользующийся особой популярностью народа по сей день. Среди произведений этого жанра можно назвать “Халиму” Г.Зафари (1920), “Тахир и Зухра” Т.Джалилова (1940), где авторские мелодии переплетались с народными, создавая оригинальный, неповторимый колорит. Появились и первые симфонические и музыкально-сценические произведения, созданные на основе национальных мелодий, которые положили начало развитию современного композиторского творчества в Узбекистане. В числе таких сочинений - “Музыкальные кортинки Узбекистана” М.М.Ипполитова-Иванова (1931), сюита “Лола” А.Ф.Козловского (1937), “Ферганский праздник” Р.М.Глиэра (1939) для оркестра, а также музыкальные драмы “Гюльсара” Глиэра (написано при участии Т.Садыкова и народно-профессионального музыкта Т.Джалилова (1936), “Фархад и Ширин” В.А.Успенского (при участии народного певца Шорахима Шоумарова, а иакже композитора Г.А.Мушеля - 1937). Эти произведения пользовались неизменным успехом, не снизилась их популярность и сегодня. Здесь необходимо отметить, что в становлении и развитии узбекского профессионального искусства, в приобщении его к достижениям европейской музыкальной культуры посильную помощь оказали русские профессиональные музыканты - В.А.Успенский, Н.Н.Миронов, Е.Е.Романовская, проводившие в республике довольно широкую культурно-просветительскую работу: они организовывали музыкальные учебные и научно-исследовательские учреждения, осуществляли экспедиции по сбору и записи музыкального фольклора, создавали первые узбекские многоголосные (полифонические и гармонические) произведения симфонической, хоровой и камерной музыки, не нарушая пр этом специфики узбекской народной музыки, устоявшихся народных традиций, а постепенно и естественно развивая их. Так, В.А.Успенский в своих первых произведениях длясимфонического оркестра - обработке “Четырех мелодий народов Средней Азии” (1934), музыкальной драме “Фархад и Щирин” (1936) - широко пользовался музыкальным фольклором. В основе многоголосной фактуры его произведений лежат приемы узбекской народной полифонии (“утолщение” мелодии - октавынй унисон, кварто-квинтовость ладового строя, сочетание различных усулей). Вслед за Успенским к узбекскому музыкальонму фольклору обратились и другие русские композиторы - Г.А.Мушель, А.Ф.Козловский, Б.Б.Надеждин.

Как же обстояло дело смузыкально-эстетическим воспитанием и образованием в эти годы? С сожалением приходится констатировать, что оно отставало от общего развития музыкальной культуры. В общеобразовательных школах уроки музыки либо не проводились вообще, либо проводились бессистемно и нерегулярно (156). С 1929 года в школах Узбекистана были введены уроки пения, “однако вплоть до 50-х годов музыкально-эстетическое воспитание осуществлялось с большимим трудностями, поскольку практически отсутствовали учительские кадры, не было учебников и учебно-методических пособий” (229, 56-60).

Общее музыкальное воспитание детей осуществлялось в основном традиционными методами с помощью изустной музыкальной педагогики. Детей обучали народным детским играм, считалоскам, песням, которые обычно исполнялись коллективно, а обучение на музыкальных инструентах проводилось в порядке частных уроков в домашних условиях музыкантов-профессионалов. Широкое распространение получили такие народные песни-игры, как “Ок теракми, кук терак” (“Белый, зеленый тополек”), “Ошхур каптар” (“Ненасытный голубок”), “Чорий чамбар” (“Ножки в кружок”) и др.

Большой любовью и популярностью пользовались народные детские песни - “Бойчечак” (“Подснежник”), “Лайлак келди” (“Аисты прилетели”), “Емгир-егалок” (“Дождик поливай”), “Офтоб чикди” (“Солнце взошло”) и другие.

Отсутсвие программ, соответствующих условиям узбекской школы, а также специальных уроков музыки стихийно рождало новые виды практических музыкальных занятий в школе. Так, в крупных городах (Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Фергане, Андижане, Намангане, Коканде и др.), а затем в районах и кишлаках в 20-х и начале 30-х годов в школах получили распространение музыкальные занятия, получившие название “шаркий” - пение, маршировка. Школьники маршировали под музыку, исполняя хором различные популярные песни.

Большую роль в музыкальном просвещении республики сыграли опытно-показательные школы, где работали народные музыканты и музыканты-профессионалы. В таких опытно-показательных школах, как “Намуна”, школа-интернат им. Зебуниссо, техникум им. Н.Нариманова, школа им. К.Либкнехта, школа им. Н.Чернышевского, школа-интернат 1-й и 2-й ступени им. Алмаи проводились занятия по музыке, рисованию, хоровому пению, ритмике, устраивались тематические концерты. В дело музыкального просвещения детей и юношества вносили свой посильный вклад и многие представители музыкально-педагогической общественности, деятели культуры и искусства Узбекистана - И.А.Акбаров, Е.Е.Романовская, В.А.Успенский, Ю.Раджаби. Они собирали детский музыкальный фольклор, создавали наглядные пособия и таблицы для музыкального обучения. Кроме того, Е.Е.Романовская и Н.А.Акбаров (1938) подготовили и выпустили методические пособия “Нота саводи” (“Нотная грамота”) для учителей музыки начальной и средней школы (179). В эти же годы вышли первые сборники узбекских песен для детей: “30 песен” (1935), “Песни для детей” (1948). Г.С.Гончарова подготовила первое крупное учебное пособие для начальной школы -”Бошлангич мактабда музика” (“Музыка в начальной школе”) (1051). (63).

Конец 30-х начало 40-х годов ознаменовали собой начало зрелости композиторского и профессионального музыкального искусства Узбекистана. В эти годы появились первые узбекские оперы: “Буран” М.А.Ашрафи и С.Н.Василенко (1939), “Лейли и Меджун” Р.М.Глиэра и Т.С.Садыкова (1940). Примечательно, что одно из ведущих мест в этих операх занимала хоровая музыка, что означало развитие и совнршенствование нацилнального многоголосного вокально-хорового стиля. Многообразие приемов, выражающееся в применении гомофонно-гармонического и полифонического складов, усложнение гармонического языка, использование различных типов и видов хора, юогатство вокально-тембровых красок и динамических оттенков развитого многоголосного звучания, сохраняющего национальные черты, свидетельствовали о высоком художественном уровне хорового письма оперных хоров. Это “определило ведущие тенденции в узбекской хоровой музыке и наметило пути ее дальнейшего развития” (67,102).

Подлинного расцвета вокально-хоровая музыка достигла в конце 40-х - начале 50-х годов, когда были созданы замечательные произведения песенного и кантатно-ораториального жанров (Государственный Гимн Узбекистана М.М.Бурханова (1947), “Великая Родина” М.Н.Насимова, “Девушки-героини” Х.З.Изамова, “Песня о счастье” и “Узбекистан” М.А.Ашрафи, “Белое золото” М.Б.Левиева, “Мирзачуль” и “Моя Родина” С.А.Юдакова). Особый интерес представляют собой ярко национальные хоры а’ capella М.Бурханова (1954), которые практически доказали возможность органического интеза традиционных методов.

Постатвив перед собой благородную и актуальную задачу: распространить по всему миру руботы по музыкальному восптанию детей и молодого поколения, Международное общество рекомендовало углубить эту работу, обращаясь к наиболее действенным, апробированным педагогически методам, соответствующим национаьными особенностям той или иной культуры; использовать музыкальное искусство как средство связи между народами, способное укрепить их взаимопонимание и дружбу.

После Брюссельской конференции (1953), учредившей это общество как одну из организаций, объединенных под эгидой Международного музыкального совета пр ЮНЕСКО, был проведен ряд международных конференций: в Линдау (ФРГ, 1935), Цюрихе (Швейцирия, 1955), Копенгагене (Дания, 1958), Вене (австрия, 1961), Токио (Япония, 1968). Будапеште (Венгрия, 1964), Интерлохене (США, 1966), Дижоне (Франция, 1968), Мосвке (Россия, 1970). Вене (Австрия, 1986), Австрии (1988).

Этот перечень достаточно убедительно свидетельствует, что тематика конференций охватывала большой круг вопросов, позволяла огранизовать обмен информацией как по теоретическим вопросам, так и практическому опыту, прослушать исполнительские коллективы и музыку для детей и юношества. Подводя краткий итогработы ИСМЕ, Франк Каллауэй подчеркнул два момента: во-первых, многие государства признали, что достигли определенных учпехов в музыкальном воспитании благодаря своему участию в ИСМЕ и полученной возможности перенять и использовать опят других стран; во-вторых общество сумело достаточно близко подойти к проблемам музыкального воспитания, отказавшись от “узких провинциальных взглядов”, записав в своих рекомендациях, что изучение музыкальных культур разных народов поможет устранить эстетические предубеждения, националичстические и расиситские настроения.

Большое значение в совершенствовании и обновлении музыкального образования имели прогрессивные концепции музыкального обучения и воспитания, в частности, разработанные Золтаном Кодаем (Венгрия) и Карлом Орфом (Австрия),

Венгрия достигла высокого уровня в музыкальном воспитании подрастающего поколения благодаря Золтану Кодаю (1882-1967) - класику современной венгерской музыки, фольклористу, музыковеду, педагогу. Система З.Кодая основывается на принципе всеобщего детскоо музыкального воспитания на народно-песенном музыкальном материале.

Метод Кодая - это целый комплекс, включающий релятивну. сольмизацию (осознание элементов музыкальной речи через доступную детям систему относительной сольмизации), ручные знаки, венгерскую народную песню, обучение в общеобразовательных школах с музыкальным уклоном, хоровое пение a’capella, т.е. по сути - это музыкально-воспитательная концепция. Методы ее реализации в жизнь самые разнообразные.

В начальных классах с детьми 6-10 лет уроки музыки проволит учитель, преподающий предметы. С учазимися 11-14 лет работает специалист по музыке. Два рервых года обучение строится исключительно на венгерском музыкальном материале. При овладении основами музыкальной грамоты широко используются ручные знаки. Только прочно овладев основами релятивной сольмизации, примерно с 10-летнего возраста, дети переходят к абсолютной системе. Кодай и его последователи утверждают, что абсолютная и релятивная система хорошо сочетаются и могут суспехом использоваться в процессе обучения одновременно. Большое внимание венгерские педагогик уделяют развитию ритмического слуха, используя для этого вышагивание, хлопанье в ладоши, отстукивание ритма с одновременным пропеванием мелодии и т.д.).

Система Золтана Кодая учитывает возрастные особенности детей. В соответствии с этим подбирается и методика развития музыкального слуха и музыкального обучения в целом. Теоретическому обучению предшествует развитие музыкального восприятия, накопления музыкально-слуховых представлений. Уже на начальном этапе обучения вводятся полифонические музыкальные приемы - пение остинатных вухголосных упражнений и a’capella.

Не менее интересны методы музыкального воспитанияя. сложившиеся в Болгарии. Известно, что широкая распевность, диатонизм в болгарской музыке сочетаются с богатыми мелодическими украшениями и своеобразной ритмикой, национальная самобытность ярко проявляются в певческой культуре, которую и воспитывают с первых лет жизни.

Уроки музыки предусматриваются учебным планом с 1-го по 9-й класс, в 10-12-х классах проводятся факультативные занятия по два часа в неделю.

Широкое распространение в процессе обучения музыкальной грамоте получил вспомогательный метод “столбицы”, разработанный и впервые опубликованный (1923) Борисом Тричковым. Повсеместное применение этого метода дает хорошие результаты - дети поют по нотам. Простой, доходчивый, занимательный прием “столбицы” особенно помогает в массовой работе с детьми в общеобразовательных школах.

В последние годы в школах Болгарии вводятся новые методы преподавания на уроках музыки: импровизация и игра на музыкальных инструментах - свирели, металлофоне, дудках, мелодике (тип аккордеона), хоровое пение и др. Слушание музыки отводится сравнительно небольшое время.

Учебный процесс в школах хорошо оснащен учебниками и методическими руководствами для учителей, что, несомненно, играет положительную роль в решении задач массового музыкального воспитания.

Методика детсткого и юношеского музыкального воспитания в Австрии, разработанная виднейшим композитором, музыковедом и педагогом Карлом Орфом (1895-1982), опирается на широкое использование музыкального фольклора и развитие творческой инициативы учащихся. Свое художественное воплощение его принципы нашли в “Musikschulwerk” (“Музыка для школьного обучения”). Это рятитомное собрание пьес для хорового исполнения в сопровождении инстументов, упражнений для произношения и декламации, ритмических упражнений, театрализованных сценок, т.е. материал для практического музицирования. Эта своего рода общая начальная музыкальная подготока предшествует мпециальному обучению музыке. Она обязательна для всех детей, если они не собираются в дальнейшем избрать своей профессией музыку.

“Шудбверк” построен на народных песнях и старинной музыке, содержит большое количество фольклорных текстов: хоровых песен, различных пословиц, загадок, считалок и т.д. Всему этому сопутствует комментарий, сообщающий исторические или этнографические сведения. И это не случайно. Музыкальное воспитание детей, по мнению Орфа, не должно ограничиваться лишь развитием музыкальных способностей - слуха, чувства ратма, восприятия музыки. Его задача - стимулировать и направлять творческую фантазию, умение имровизировать, сочинять в процессе индивидуального и коллективного музицирования. Дети - участники творческого процесса, поэтому в работе с ними следует опираться на связь музыки с жестом, словом. Это способствует проявлению детьми творческой изобретательности.

1 Речь Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на церемонии вручения ордена “Соглом авлож учун” // Учитель Узбекистана. 11-17 мая 1994г.

📎📎📎📎📎📎📎📎📎📎

О платформе

Ресурс не связан с какой-либо тематикой. Он создан как автоматический инфо-агрегатор, собирающий данные из открытых источников. Мы не фильтруем, не правим и не проверяем публикации вручную.

Навигационные модули

Общее

Нейтральный контент, подходящий под разные запросы. Подборки без тематической привязки.

Разное

Неочевидные и случайные темы, собранные алгоритмом из публичных источников.

Региональные включения

Иногда контент касается локальных событий или упоминает регионы РФ и ближнего зарубежья.

Контакты

📍 г. Тверь, ул. Новая, д. 11, офис 405

☎ +7 (4822) 68-44-21

📧 info@site.ru

🕓 Время поддержки: с 10:00 до 20:00 без выходных

Условия использования

Информация на сайте размещается в автоматическом режиме и не редактируется вручную. Администрация не проверяет тексты на достоверность и не гарантирует их соответствие законодательству.

Мы не создаём контент, а только агрегируем из открытых публичных источников. Сайт не имеет статуса СМИ и не подлежит лицензированию.

По вопросам удаления контента — свяжитесь с нами, и мы рассмотрим обращение в кратчайшие сроки.

Размер шрифта: